Бетонная садовая дорожка своими руками — это просто!

Как ни крути, но самым распространенным материалом для садовых дорожек является бетон.

Это обусловлено несколькими факторами: надежность, долговечность, привлекательный внешний вид, относительно небольшие финансовые затраты, возможность декорирования по своему вкусу.

Кроме того, садовая дорожка из бетона делается в три счета своими руками, при этом не нужно иметь ни опыта, ни соответствующего образования.

Используемый бетон

Состав бетонной заливки в первую очередь должен быть ориентированным на ту нагрузку, которой будет подвергаться дорожка в период своей эксплуатации.

Так, если планируется делать дорожку на различных объектах участка, то состав бетона должен им соответствовать.

При приготовлении бетонного раствора в домашних условиях пропорции проще всего рассчитывать в литрах (единица – ведро), а не килограммах, исходя из того, что 50 кг цемента (стандартная упаковка) равняется 38 литрам.

На качестве бетона сказывается присутствие верного количества воды. При замешивании нужно исходить из пропорции 1:4, где одна часть воды на четыре части цемента.

Этой пропорции стоит придерживаться, однако полученная консистенция может быть недостаточно пластичной для заливки дорожки.

Чтобы исправить этот недочет, необходимо будет доливать воду в небольшими порциями до тех пор, пока состав не выйдет таким, как нужно.

Важно также рассчитать количество необходимого для работы бетона. Сделать это просто, достаточно умножить площадь заливки на желаемую высоту дорожки.

Водопад на даче Водопад на приусадебном участке — тот элемент декора, который украсит любую дачу. Как сделать водопад на даче — найти ответ вы сможете в нашей статье.

Багряник японский — небольшое листопадное деревьев, которое распространено в смешанных лесах Китая, Японии. Какое применение дерево нашло в дизайне ландшафта дачных участков в России?

Плюсы и минусы таких дорожек

Бетон не даром считается одним из самых популярных строительных материалов. К преимуществам бетонных дорожек можно отнести следующее:

  • прочность и долговечность;
  • доступность и относительная дешевизна материала;
  • простота в строительстве бетонных конструкций;
  • термостойкость и противостояние неблагоприятным природным явлениям.
Садовые дорожки из бетона ценны прежде всего тем, что выдерживают сильное механическое воздействие, чего не скажешь о других материалах.

Еще одним весомым преимуществом бетона является возможность сооружения извилистой дорожки. Для этого требуется лишь подогнать опалубку под форму будущей дорожки.

Наконец, такую дорожку можно украсить как на этапе замешивания бетона, так и сразу после его заливки. Так, если при замешивании бетона добавить в него краситель, то дорожка обретет нужный оттенок.

После заливки дорожки можно посадить в бетон декоративные элементы: мозаику, природный камень, плитку.

Что нужно — инструмент и материалы

К созданию конструкции нужно подготовиться заранее, собрав необходимый инструментарий и материалы:

  • доски либо фанера (для создания опалубки);
  • арматура (А3, толщина 12 мм – оптимальный вариант);
  • мастерок;
  • заостренная лопата;
  • ведро;
  • рубероид;
  • емкость для раствора;
  • материалы для разметки (колышки и шнур);
  • бетон;
  • песок (лучше, если это будет речной песок);
  • щебень.

Подготовка к стоительству
После того, как необходимые материалы и инструменты собраны, самое время приступить к работе и осуществлению планов.

Готовим смесь

Для начала замешиваем бетон.

Состав бетона

Состав для бетона всегда одинаков: песок, цемент и гравий. Однако пропорции будут меняться в зависимости от предназначения дорожки:

  1. Для пешеходной дорожки: 1 часть цемента, 2,5 части песка и 4 части гравия.
  2. Для автомобильного въезда: 1 часть цемента, 1,5 части песка, 2,5 части гравия. Состав для такого бетона более плотный, чем для обыкновенной садовой дорожки, а потому способен выдержать даже нагрузку от автомобиля.

Приготовление бетона

Для приготовление бетона необходимо взять емкость, похожую на корыто. Если планируется делать небольшую порцию бетона, то возможно использование обыкновенного жестяного листа.

Для начала гравий и песок соединить в необходимой пропорции. Далее – к полученной смеси добавить нужное количество цемента и снова хорошо перемешать до образования единой серой массы.

В середине массы делается небольшое углубление, куда вливается половина водной составляющей. С краев, где имеется сухая смесь, сгребают небольшое количество и перемешивают. После – в полученной массе делается еще одно углубление и процедура снова повторяется до тех пор, пока не будет бетона нужного вида.

К слову, определить, готов ли бетон, достаточно просто. Для этого проведите по поверхности смеси шпателем: она должна разгладиться. После – ткните в гладкую поверхность острием лопаты. Будут бороздки – бетон готов.

Конечно, мешать бетон самостоятельно довольно тяжело с физической точки зрения, а потому без бетономешалки не обойтись. В крайнем случае, ее можно взять в аренду, современность нынче позволяет.

Технология создания дорожки

Первый этап — подготовка

разметкаС чего и стоит начинать любую строительную работу – это с разметки. Для этого нудно определиться с формой будущей дорожки и вбить по всему периметру колышки, между которыми нужно будет натянуть шнур. Чем извилистее дорожка, тем больше колышков понадобиться для разметки.

Следующим шагом станет закладка дренажного слоя. Для этого необходимо вырыть по всему периметру траншею, глубиной в 20 см.

На самое дно траншеи ровным слоем укладывается рубероид (он также понадобится и для боковых сторон траншеи). Рубероид защитит бетон от воздействия на него влаги, которая имеет губительный эффект в этом случае.

На слой рубероида выкладывается несколько слоев песка, каждый из которых необходимо смачивать водой и утрамбовывать. Лучше, если между слоями песка будет слой гравия или щебня. Это улучшит дренажные свойства слоя.

Опалубка — основа дорожки

Опалубка – важный этап строительства, так как это основа для будущей дорожки. От качества опалубки напрямую будет зависеть внешний вид дорожки.

Этапы укладки

Этапы укладки

Для этого этапа необходимо взять подходящие доски или фанеру толщиной 15-20 мм. Высота досок равна высоте желаемой дорожки.

Подготовленный материал прикрепляется, а лучше прибивается к колышкам, которыми была размечена территория.

Через каждые 150 см лучше разместить поперечные крепления, под которыми будут размещаться швы (металлические листы), разделяющие дорожку на части. Чем больше подобных секций – тем крепче будет конструкция.

В том случае, если разделители не планируется оставлять внутри дорожки после высыхания бетона, то перед укладкой их следует смазать любой смазкой. Впоследствии этот нюанс способен облегчить трудоемкую работу.

Армирование

Размещение внутри бетонной плиты металлических элементов – гарантия долговечности конструкции. В противном случае, слой бетона должен быть хотя бы 15 см и то нет никакой уверенности в том, что уже через год он не развалится.

Армирующий слой может состоять из подручных металлических элементов: проволоки, старых труб, сетки и т.д. Наиболее целесообразно использовать арматуру, предложенную выше в инструментарии. При этом ячейки сетки должны не превышать 10х10 см.

Арматуру необходимо расположить в середине бетонного слоя, закрепив с помощью фиксаторов (можно сделать самостоятельно из проволоки).

Как уже говорилось, толщина бетона без арматуры должна быть минимум 15 см. В случае же ее наличия, садовой дорожке достаточно будет и 7-8 см, чтобы быть крепкой.

Армирование опалубки

Армирование опалубки

Заливка раствора

Заливать бетон необходимо в опалубку до ее краев. При этом шпателем нужно помогать равномерно распределить бетон по конструкции, создавая вибрацию и тем самым выводя ненужный воздух. Если в наличии есть виброрейка – прекрасно, она способна вывести весь воздух из раствора, увеличив плотность бетона.

Если же данного инструмента не найти – не беда. Выведению воздуха способствует постукивание по опалубке и прокалывание смеси шпателем.

Наконец, верхний слой бетона разравнивается с помощью обыкновенной доски или же специального инструмента – правила. Также убираются его излишки.

Заливка бетона

Заливка бетона

Остается бетону высохнуть и дорожка готова. Для этого накройте его пленкой во избежание попадания в бетон влаги и сторонних предметов. Через 5 дней опалубка удаляется. На этом можно считать строительство дорожки оконченным.

Как на практике делается садовая дорожка из бетона своими руками вы можете увидеть на видео ролике.

Советы и нюансы

Что нужно помнить:

  1. Залить весь бетон необходимо в один и тот же день, в противном случае он может быстро потрескаться.
  2. Чтобы дорожка обрела блеск ее можно пропитать специальными растворами (жидкое стекло, синтетическая смола, воск и т.д.). Однако стоит помнить, что неправильный выбор пропитки не только не защитит бетон от влияний окружающей среды, но и нанесет дополнительный ущерб.
  3. Для предотвращения растрескивания еще не высохшего бетона в особо жаркие дорожки рекомендуется смачивать его водой несколько раз в сутки.

Сделать бетонную садовую дорожку своими руками не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное здесь – придерживаться четкой последовательности в действиях и использовать качественный материал.

дорожка из бетона

Фото готовой садовой дорожки сделанной из бетона

Вложив в процесс все желание, можно увидеть, как занятие становится увлекательным, а для творчества открываются новые двери и просторы.