Роза как провокация

0rospanНе провокация, а подарок
Статья называется «Роза как провокация». В канун 8 Марта мы решили перепечатать её. Потому что речь в ней о редких, уникальных достоинств розах. Потому что автор её, Галина Михайловна Панкратова — выдающийся знаток роз. И знает она их, как редко кто, и любит она их благородно, и пишет о них с любовью.

А так как опубликовавшего статью журнала «Сады России» уже нет, то любители роз могли бы и разминуться с этим, достойным внимания материалом…

И — с праздником вас, наши читательницы и почитательницы роз!

Александр РЕБРИК, главный редактор «Вестника садовода».

* * *.

РОЗА КАК ПРОВОКАЦИЯ

Галина Михайловна ПАНКРАТОВА, ландшафтный дизайнер, г. Москва.

Каждый, у кого растут розы, замечает, что они отличаются не только названием, имеют разный цвет и форму, но вызывают в вашем воображении разные образы.

Любой розе можно дать определение, ведь они разные во всём, меня только эти образы и спасают, иначе я бы просто заблудилась среди тысячи сортов. Даже если у вас их пока меньше, то всё равно советую приглядываться. Есть розы, которым с первого взгляда даю точные определения: очей очарование; леди совершенство; торжественная и немного печальная; загадочная и неповторимая; гордая; раскованная; застенчивая; игривая; забавная; нахальная какая-то; роза с комплексом; хоть и растрёпа, а мила …

А есть розы-провокации, они могут показаться смешными и забавными, в некоторых вы и розу откажетесь признать, а другие окажутся редкостью во всей истории розоводства.

Зелёная аномалия. Китайскую розу виридифлору (R. chinensis `Viridiflora`) я называю даже редкостной провокацией и двойной аномалией, мало кто из посетителей нашей коллекции верит, что это роза. Это единственная в мире роза зелёного цвета. Другая аномалия, кроме цвета, заключается в том, что роза лишена лепестков, а форма создаётся многочисленными чашелистиками. Представьте себе, что эта уникальная «ошибка природы» ещё и непрерывно цветёт, начиная с конца мая, и приятно пахнет. У нас роза не требует особого присмотра для сохранения в коллекции, цветёт до снега и зимует.

1rospan

Эпатажная роза. Роза флорибунда 'LetsCelebrate' (Fryer, 2011) притягивает взгляд, но, уверена, вызывает разные ассоциации. Возможно, вы подумали, что это роза с образом «хоть и растрёпа, а мила», но вы ошиблись. Может быть вам она и напоминает какую-то растрёпу деревенскую, но здесь нет и доли непосредственности, всё напоказ, для эпатажа, настоящая провокация.

2rospan

Мне эта роза некоторых артистов напоминает, вернее их сценические костюмы, которые будто из чужих обносков собраны. Куда её с таким образом посадить, среди строгой классики? Только клумбу испортить. Представьте того артиста на балу в Венской опере. Такой розе трудно в коллективе место найти, ведь у неё ещё и цвет капризный, и штрихи эти как будто курица лапой расписала, и рассечка лепестка на дефект похожа. Если захотите эти недостатки внешнего вида превратить в достоинство, то надо её окружить фоновыми розами, которые всегда рады только чужому счастью. И сразу заметите, что серебристо-белые цветки затейливо и с фантазией покрыты лилово-фиолетовыми мелкими штрихами и пятнами. И легкая небрежность цветка уже кажется оригинальностью, а самые мелкие штрихи смотрятся «звездной пылью».Розу из замарашки в королеву преобразила, а тому артисту фона подходящего не нахожу, он у меня годится только ямы для роз копать.

Настоящая диковина. Самая необычная во всех отношениях роза — 'Pur Caprice'(Delbard, 1997), одна из любимых роз её автора Анри Дельбара. Первое впечатление, которое вызывают цветки 'Pur Caprice' — они не настоящие. Кажется, что они выполнены неумелой рукой из искусственного материала. Полное пренебрежение элементами симметрии, во всём господствует случайность: лепестки разных размеров и формы, беспорядочность укладки.

3rospan

На кусте одновременно можно видеть самые разнообразные по окраске цветки. Редкая удача для коллекционеров! Компактный шаровидный куст с экстравагантными цветками может стать достопримечательностью любого сада. Этой розе советую фона не подбирать, и она сама фоновой быть не может (все взгляд на себя тянет). Только в изоляции, отдельной посадкой.
Этой розой долго увлекалась наша соседка художница, себе сажать не стала, «вписать в свой ландшафт» не смогла, а всё к нам бегала смотреть. Почему-то она решила эту розу со старыми вышивками из бисера показать. Сколько я вышивок старинных увидела, и удобно, настоящий выездной музей. Не думаю, что кто-то захочет её вышить, надо же и подписать тогда, что это роза, а то отвечать устанешь на вопрос «А это что за чудо»? Хотя, можно вышить старым бисером и знатокам на конкурс послать, пусть попробуют назвать растение.

Уникум. Иногда мелочь, пустяк делают розу единственной и неповторимой. Шраб 'Ile Rouge' (Delbard, 2007) — единственный известный мне сорт, который выделяется вариегатной листвой. Я думаю, что этого одного сорта достаточно, чтобы показать возможности селекции. Пусть она так и останется единственным и неповторимым сортом. Листва — это ведь тоже фон для каждого цветка.

4rospan

Эмблема компании. Розу Дельбара 'Malicorn' (Delbard, 2006) считаю самой коричневой из всех коричневых. Если вам не нравятся форма, размер или подсохшие цветки, напоминающие ёжиков, то я вам скажу, что вы ещё не научились розы правильно оценивать. Начнём с имени розы. Это ведь, в сущности, эмблема компании Дельбара, так называется местечко во Франции, где был заложен первый питомник её основателем Жоржем Дельбаром. Как думаете, случайный сорт этот приз получить сможет? Эта роза отражает традиции оригинальности, свойственной всей селекции этой компании. Чашевидные некрупные цветки привлекают формой и цветом. Цвет глубокий и бархатистый, кроваво-красный, который уже на пути к коричневому. Цветки чашевидные, с лепестками разных размеров, что придаёт раскрытым цветкам современный стиль и особое очарование.

5rospan

Забавная роза. 'ArtNouveau' (James, 2009) с первого взгляда (да даже и со второго, и третьего) розой не назовешь. Нужно искать аналогии с другими цветками, а это слабое звено в моих знаниях. Вообще создание радостное, милое и доверчивое, но фон тоже придётся искать. Какая-то карнавальная роза.

6rospan

Красные узкие лепестки по центру разделяет широкая светлая полоска. Выцветая, лепестки становятся розовыми холодных оттенков, а полоса — почти идеально белой. Кусты плотные, компактные, листва здоровая.

Оригинальная крошка. Процесс выбора роз всегда мучителен и не только из-за большого предложения. Вам легче, вы ищете все-таки что-то конкретное для какой-то посадки. А я сама даже не знаю, что ищу и в каком цвете. Сегодня уже не привлечь только цветом (за исключение редкого для роз) или формой, глаз ищет оригинальности. К оригинальным отношу сорт 'Schone Koblenzerin' (W.KordesSohne, 2011) c мелкими цветками совершенной формы. Сначала она меня привлекла названием, обещавшим прекрасный образ. Потом, когда свой куст хороший вырастила, думаю, сколько же в этом небольшом городе Кобленце юных и прекрасных немок, даже не ожидала.

7rospan

Цветки махровые, мелкие (4 см), двухцветные (лепестки красно-малиновые с серебристо-кремовым реверсом). Цветки классические, конус заметен, но он невысокий и сложение цветка выходит на пропорции, когда высота и ширина примерно равны. Кажется, что какой-то мастер отсёк лишнее по высоте и получил это чудо. Даже запах в такой розе не имеет значения (его и нет). Соцветия мелкие, но благодаря густому ветвлению куста все цветки не пересчитаешь. Предвижу широкую популярность сорта, он уже нарасхват. И образ этой юной немки уже по-своему видят, даже русские корни в синонимах появляются ('Marie Rottrova', 'Anne Roumanoff', 'Ruby Ice'). Советую придерживаться при выборе только оригинального названия. Популярность эта ведь не только на оригинальности цветка базируется, здесь всё удачно: цветение обильное и стойкое; куст плотный, аккуратный; листва безупречная; роза хороша и в контейнерном содержании; сертификат ADR уже получен.

Магия формы. Встречаются сорта, у которых форма цветка не может быть оценена высотой, шириной, объёмом или количеством лепестков. Это уже «четвёртое измерение» — то впечатление, которое производит цветок, я такую форму называю магической. Примером такой формы для меня последние пять лет является 'Hommage a Barbara'(Delbard, 2004), роза притягивает взгляд, а память не находит аналогий.

8rospan

Советую и желаю вам не оценивать пропорции высоты и ширины бутона, а искать и находить магию формы.

Настоящая и прекрасная редкость. Хочу вам показать одну из своих любимых роз, настоящую редкость, галльскую розу 'Tuscany Superb' (syn. 'Double Velvet', 'The VelvetRose').

Галльские розы выращивали ещё в монастырских садах, аптекарских огородах и использовали в лечебных целях. Ни одна группа садовых роз не может гордиться такими глубокими и насыщенными оттенками пурпурного цвета.

Магия пурпурного цвета манит и современных гибридизаторов. Известно, что Дэвид Остин начинал свои эксперименты именно с галльских роз. Я даже рада, что тайну своего цвета галльские розы пока не раскрыли, пусть роза 'Tuscany Superb' остаётся для селекционеров тоже вечной провокацией. Быстро забудут, кто их этими красками одарил.

'Tuscany Superb' отличается особым шармом, она имеет тёмноокрашенные полумахровые цветки с сильным и пряным ароматом. Эта роза считается самой тёмноокрашенной из старинных роз. Винно-красные, с бархатистыми лепестками цветки украшены яркими тычинками. В Англии до сих пор предлагается некоторыми питомниками, любима за прекрасные цветки и почти бесшипные цветоносы, имеет награду «За садовые достоинства», используется в букетах и аранжировках, славится как замечательное бордюрное растение. В Америке её тоже высоко ценят, у неё там самая высокая награда, а её образ представляют «вдовствующей королевой». Если кто-то из вас уже поездил по миру и много роз в своей жизни видел, тот поймёт, что без этой розы ваше счастье не полное.

9rospan

Я бы из этой розы эмблему в виде броши придумала (ручная работа, самый лучший бархат, а центр цветка из чистого золота ювелирной работы) и присуждала бы её как награду экспертам по розам. Входите в интернет, читайте и используйте в своей практике только советы тех, у кого эта эмблема есть. Даже в авторы статей и книг без этой эмблемы не допускала бы.

Галина Михайловна ПАНКРАТОВА, ландшафтный дизайнер, г. Москва.