Дача и фотоискусство

Когда городской человек приезжает на дачу, меняется не просто его местоположение в пространстве, - меняется его духовное состояние, психологический настрой, преобразуется его восприятие, мышление, мироощущение.

Это изменившееся состояние неодинаково сказывается на людях с различными типами личности: кто-то полностью отрешается от городской суеты и повседневной беготни, с удовольствием погружаясь в наступивший покой, в атмосферу свежего воздуха и пения птиц. Кто-то с энтузиазмом экспериментирует с цветами и растениями, а кто-то, используя наступившее мысленное очищение и прилив творческой энергии, решает заняться фото и киноискусством, снимая на камеру или смартфон любые объекты, которые кажутся привлекательными и достойными запечатления.

Естественно, у читателя может возникнуть вопрос, что же здесь от искусства и творчества; может быть,  - это простая фиксация на гаджеты окружающего мира, детей, внуков, родственников, ландшафтов, цветов и растений? Или критериями искусства являются использование профессиональной фото и видеотехники, постановка освещения, выбор композиции?

На наш взгляд, дискуссии о том, что является искусством или антиискусством в данном контексте вряд ли нужны. В большинстве случаев это оказывается пустым занудством. Фотограф-дачник, если он относится к процессу подготовки фото и видеоматериалов творчески, с выдумкой и юмором – уже художник. А если потом это имеет своё продолжение в оформлении фотоальбомов и фотокниг, в коллажах и выставках в соцсетях, в обсуждениях с другими фотографами, с непременными лайками и выставлениями оценок – это уже не только искусство, но и художественная критика, приобретение опыта, оценка работ других любителей и профессионалов.

Дачных любителей фотоискусства мы можем условно поделить на несколько жанровых категорий. Во-первых, это пейзажисты, которые любят фотографировать свой дачный дом и сад в разное время года и суток. Изменение освещения и антуража создаёт разные композиции и цветопередачу – подобно тому, как импрессионисты экспериментировали с «Тополями», «Полем маков», водными поверхностями, кувшинками (Клода Моне), дождём, восходящем или заходящем солнцем, снегом и т.д. Часть полученных фотографий потом обрабатывается с помощью компьютерных программ или же служит основой для будущих картин, написанных маслом, акварелью или акриловыми красками.

Вторая группа дачных фотографов – это портретисты. Они тщательно выбирают фон будущего портрета, выражение лиц и глаз фотографируемых, их позы, положения рук, цвет одежды, наличие аксессуаров, предметов символического характера. Любителей сэлфи мы тоже отнесём к данной когорте.

Третья группа – это любители дизайна и натюрмортов. Фотографии внутренних интерьеров дачных помещений и вспомогательных строений, ландшафтные решения, плиточные и брусчатые поверхности, кованые ограждения, детские спортплощадки в саду, бассейны – всё это их интересует в наибольшей степени. Комбинируя все эти объекты разнообразным способом дачные дизайнеры и фотографы ищут совершенство и гармонию в непрестанном экспериментировании.

Разумеется, трудно представить себе дачное фотоискусство без красиво накрытых столов с овощами, фруктами, винами, шашлыками и барбекю. Один взгляд на фотографии такого типа поднимает дачникам настроение, заставляет вспомнить о друзьях и веселье.

Фотографирование цветов, животных и насекомых в дачных условиях – это особая тема для утончённых любителей изящности. Она почти столь же популярна, как и фотографирование техники – личных автомобилей, катеров, яхт, квадроциклов и даже воздушных шаров.

Часто бывает так, что простое увлечение фотоискусством перерастает в устойчивое хобби, коллекционирование, участие в виртуальных и реальных выставках. Конечно, львиная доля дачников-фотографов не становится участниками арт-рынков. Но зато точно известно, что все они придают импульс своему саморазвитию, оказывают положительное влияние на детей и членов своих семей. А саморазвитие, как доказали учёные, продлевает жизнь.